Старая водокачка, расположенная на берегу Москвы-реки, построена еще до революции, когда была открыта можайская железнодорожная станция. 

 

Фото Н. Никитина, 1977 год

 

Водокачка была начальным звеном огромной, по меркам Можайска, и сложной гидротехнической системы, включающей плотину на Москве-реке, водозаборный узел, саму водокачку, трубопровод ("трубочка") длиной не менее 2 км, водонапорную башню, а в конце пути - колонку у рельсовых путей для заливки в баки паровозов. Топоним "трубочка" на долгие десятилетия стал устойчивым в словаре можайцев, а сам водовод до сих пор "живёт" уже в виде улиц, построенных точно вдоль него (Москворецкая, Полосухина, Ак. Павлова, пешеходная дорожка от ул. 20 января к станции). По улицам этим ходит новое поколение, иногда даже пользующееся словом "трубочка", но зачастую даже не подозревая, откуда взялось это название, и не понимая, почему столь вычурны изгибы улиц и тротуаров.

Водокачка, очевидно, была обновлена в 1920-1930 годах (на это указывает надпись "1927" на одном пирамидальном сооружении), скорей всего, тогда были поставлены новые насосы. За водокачку шли бои во время освобождения Можайска в январе 1942 года. 

Из краткого очерка боевого пути 82-й мсд: "...В 4.00 19 января полк в результате ночной атаки достиг изгиба р. Москва в 500 м к северо-западу от Ченцово, а своей 8-й ротой занял водокачку. Остальные подразделения полка под огнем противника закрепились в районе водокачки на северо-восточных скатах высоты..."

После войны здание водокачки частично восстановили, но проработала она недолго - в 1950-60 годах была проведена электрификация пути, и паровозы уступили место своим электрическим аналогам. Постепенно водокачка ветшала, в 1977 году уже не было крыши, и само здание выглядело печально. Примерно в 90-х годах была разрушена часть конструкций и, видимо, разобрана на кирпичи. В настоящий момент здание полуразрушено. "Водокачка" и "трубочка" являются огромным пластом истории Можайска, Московско-Брестской железной дороги, а значит, истории страны. У "трубочки" и с ней выросло не одно поколение жителей города, вода из Москвы-реки, доставленная в водонапорную башню у ж/д вокзала, использовалась не только на нужды паровозов, но и станционных сооружений, складов и жилых домов. Само здание этой водонапорной башни до сих пор используется по прямому назначению, стоит на балансе РЖД и также является памятником истории, доминантой в архитектурном облике ж/д и автостанции Можайска, украшением города. В будущей реконструкции парка вдоль Москвы-реки водокачке уже уготована определенная роль в общем ландшафте.

М. КОШКИН

От редакции.

Обращаемся к старожилам: если у кого-то есть старые фотографии водокачки, какие-то документы, связанные с ней, пожалуйста, поделитесь ими с газетой и можайскими краеведами.

Можайские вести №27 (179)